Основы программирования на языке Пролог

Основные понятия Пролога


Данная лекция посвящена базовым понятиям языка Пролог. В этой и следующей лекциях, мы будем изучать основы написания программ на Прологе.

Начнем с того, что познакомимся с так называемой нормальной формой Бэкуса-Наура (БНФ), разработанной в 1960 Джоном Бэкусом и Питером Науром и используемой для формального описания синтаксиса языков программирования. Впервые БНФ была применена Питером Науром при записи синтаксиса языка Алгол-60.

При описании синтаксиса конструкций используются следующие обозначения:

Символ ::= читается как "по определению" ("это", "есть"). Слева от разделителя располагается объясняемое понятие, справа - конструкция, разъясняющая его. Например,

<Имя> ::= <Идентификатор>

В угловые скобки заключается часть выражения, которая используется для обозначения синтаксической конструкции языка, в частности объясняемое понятие. В приведенном выше примере это <Имя> и <Идентификатор>.

Символ | означает в нотации БНФ "или", он применяется для разделения различных альтернативных растолкований определяемого понятия.

Пример. Десятичную цифру можно определить следующим образом:

<цифра> ::= 0|1|2|3|4|5|6|7|8|9

Часть синтаксической конструкции, заключенная в квадратные скобки, является необязательной (может присутствовать или отсутствовать);

Пример. Запись

<Целое число> ::= [-]<Положительное целое число>

означает, что целое число можно определить через положительное целое число, перед которым может стоять знак минус.

Символ * обозначает, что часть синтаксической конструкции может повторяться произвольное число раз (ноль и более). Заметим, что иногда вместо символа * используют фигурные скобки ({,}).

Пример. Определить положительное целое число в нотации БНФ можно следующим образом:

<Положительное целое число> ::= <цифра>[<цифра>]*.

То есть положительное целое число состоит из одной или нескольких цифр.

Программа на языке Пролог, ее иногда называют базой знаний, состоит из предложений (или утверждений), каждое предложение заканчивается точкой.


Предложения бывают двух видов: факты, правила.

Предложение имеет вид

A:- B1,... , Bn.

A называется заголовком или головой предложения, а B1,..., Bn - телом.

В принципе об этом уже говорилось в предыдущей лекции. Но там мы рассматривали эти понятия в основном с теоретической точки зрения, заходя со стороны математической логики, а сейчас наш подход будет больше практическим, со стороны программирования.

Факт констатирует, что между объектами выполнено некоторое отношение. Он состоит только из заголовка. Можно считать, что факт - это предложение, у которого тело пустое.

Например, известный нам факт, что Наташа является мамой Даши, может быть записан в виде:



мама(Наташа, Даша).

Факт представляет собой безусловно истинное утверждение.

Напомню, что в математической логике, с которой мы познакомились в предыдущей лекции, отношения принято называть предикатами.

Если воспользоваться нормальной формой Бэкуса-Науэра, то предикат можно определить следующим образом:

<Предикат>::=<Имя> | <Имя>(<аргумент>[,<аргумент>]*),

т.е. предикат состоит либо только из имени, либо из имени и следующей за ним последовательности аргументов, заключенной в скобки.

Аргументом или параметром предиката может быть константа, переменная или составной объект. Число аргументов предиката называется его арностью или местностью. Про переменные мы поговорим чуть-чуть позже, а подробное рассмотрение констант отложим до пятой лекции. Пока отметим, что константа получает свое значение в разделе описания констант, а переменная означивается в процессе работы программы.

В Турбо Прологе имя предиката должно состоять из последовательности латинских букв, цифр, знаков подчеркивания и начинаться с буквы или знака подчеркивания. В других версиях Пролога имя предиката может содержать символы не только из английского алфавита, но и из национального, например, из русского.

Соответственно, приведенный выше пример факта можно записать в Турбо Прологе, например, так:

mother("Наташа", "Даша").



Некоторые предикаты уже известны системе, они называются стандартными или встроенными.

В Турбо Прологе предложения с одним и тем же предикатом в заголовке должны идти одно за другим. Такая совокупность предложений называется процедурой.

В приведенном выше примере про то, что Наташа является мамой Даши, мама - это имя двухаргументного предиката, у которого строковая константа "Наташа" является первым аргументом, а строковая константа "Даша" - вторым.

Правило - это предложение, истинность которого зависит от истинности одного или нескольких предложений. Обычно правило содержит несколько хвостовых целей, которые должны быть истинными для того, чтобы правило было истинным.

В нотации БНФ правило будет иметь вид:

<Правило>::=<предикат>:-<предикат>[,<предикат>]*.

Пример. Известно, что бабушка человека - это мама его мамы или мама его папы.

Соответствующие правила будут иметь вид:

бабушка(X,Y):- мама(X,Z),мама(Z,Y). бабушка(X,Y):- мама(X,Z),папа(Z,Y).

Символ ":-" означает "если", и вместо него можно писать if.

Символ "," - это логическая связка "и" или конъюнкция, вместо него можно писать and.

Первое правило сообщает, что X является бабушкой Y, если существует такой Z, что X является мамой Z, а Z - мамой Y. Второе правило сообщает, что X является бабушкой Y, если существует такой Z, что X является мамой Z, а Z - папой Y.

В данном примере X, Y и Z - это переменные.

Имя переменной в Турбо Прологе может состоять из букв латинского алфавита, цифр, знаков подчеркивания и должно начинаться с прописной буквы или знака подчеркивания. При этом переменные в теле правила неявно связаны квантором всеобщности. Переменная в Прологе, в отличие от алгоритмических языков программирования, обозначает объект, а не некоторую область памяти. Пролог не поддерживает механизм деструктивного присваивания, позволяющий изменять значение инициализированной переменной, как императивные языки.

Переменные могут быть свободными или связанными.



Свободная переменная - это переменная, которая еще не получила значения. Она не равняется ни нулю, ни пробелу; у нее вообще нет никакого значения. Такие переменные еще называют неконкретизированными.

Переменная, которая получила какое-то значение и оказалась связанной с определенным объектом, называется связанной. Если переменная была конкретизирована каким-то значением и ей сопоставлен некоторый объект, то эта переменная уже не может быть изменена.

Областью действия переменной в Прологе является одно предложение. В разных предложениях может использоваться одно имя переменной для обозначения разных объектов. Исключением из правила определения области действия является анонимная переменная, которая обозначается символом подчеркивания "_". Анонимная переменная применяется в случае, когда значение переменной не важно. Каждая анонимная переменная - это отдельный объект.

Третьим специфическим видом предложений Пролога можно считать вопросы.

Вопрос состоит только из тела и может быть выражен с помощью БНФ в виде:

<Вопрос>::=<Предикат>[,<Предикат>]*

Вопросы используют для выяснения выполнимости некоторого отношения между описанными в программе объектами. Система рассматривает вопрос как цель, к которой надо стремиться. Ответ на вопрос может оказаться положительным или отрицательным, в зависимости от того, может ли быть достигнута соответствующая цель.

Программа на Прологе может содержать вопрос в программе (так называемая внутренняя цель). Если программа содержит внутреннюю цель, то после запуска программы на выполнение система проверяет достижимость заданной цели.

Если внутренней цели в программе нет, то после запуска программы система выдает приглашение вводить вопросы в диалоговом режиме (внешняя цель). Программа, компилируемая в исполняемый файл, обязательно должна иметь внутреннюю цель.

Если цель достигнута, система отвечает, что у нее есть информация, позволяющая сделать вывод об истинности вопроса ("Yes"). При этом если в вопросе содержатся переменные, то система либо выдает их значения, приводящие к решению, если решение существует, либо сообщает, что решений нет ("No solution").


Если достичь цели не удалось, система ответит, что у нее нет положительного ответа ("No").

Следует заметить, что ответ "No" на вопрос не всегда означает, что отношение, о котором был задан вопрос, не выполняется. Система может дать такой ответ и в том случае, когда у нее просто нет информации, позволяющей положительно ответить на вопрос.

Можно сказать, что утверждение - это правило, а факт или вопрос - это его частный случай.

Рассмотрим несколько примеров. Пусть в программе заданы следующие отношения:

мама("Наташа","Даша"). мама("Даша","Маша").

Можно спросить у системы, является ли Наташа мамой Даши. Этот вопрос можно ввести в виде:

мама("Наташа","Даша")

Найдя соответствующий факт в программе, система ответит "Yes" (то есть "Да"). Если мы спросим:

мама("Наташа","Маша")

то получим ответ "No" (то есть "Нет"). Можно также попросить вывести имя мамы Даши:

мама(X,Даша).

Система сопоставит вопрос с первым фактом, конкретизирует переменную X значением "Наташа" и выдаст ответ:

X=Наташа 1 Solution

Вопрос об имени дочери Наташи записывается в виде:

мама(Наташа,X).

Соответствующим ответом будет:

X=Даша 1 Solution

Можно попросить систему найти имена всех известных ей мам и дочек, задав вопрос:

мама(X,Y).

Система последовательно будет пытаться согласовывать вопрос с имеющимися в программе предложениями от первого до последнего. В случае успешной унификации соответствующих термов переменная X будет означена именем матери, а переменная Y - именем ее дочери.

В итоге получим ответ:

X=Наташа Y=Даша X=Даша Y=Маша 2 solutions

Если надо получить только имена всех мам, можно воспользоваться анонимной переменной и записать вопрос:

мама(X,_).

Получим ответ:

X=Наташа X=Даша 2 solutions

И, наконец, если надо получить ответ на вопрос: есть ли информация о людях, находящихся в отношении "мама - дочка", то его можно сформулировать в виде:



мама(_,_),

В данном случае нам не важны конкретные имена, а интересует, есть ли в нашей базе знаний хотя бы один соответствующий факт. Ответом в данном случае будет просто "Yes". Система сообщит о том, что у нее есть информация об объектах, связанных отношением "мама".

Введем в нашу программу правило, определяющее отношение "бабушка - внучка", в терминах "быть мамой":

бабушка(X,Y):- мама(X,Z), мама(Z,Y).

По сути дела здесь записано, что один человек является бабушкой другого, если это он является мамой его мамы. Конечно, для полноты картины не помешает записать еще и второе правило, которое говорит, что бабушка - это мама папы, если в программу добавить факты еще и про пап.

Заметим, что в нашей программе нет ни одного факта, связанного с отношением бабушка. Тем ни менее, система оказывается способна найти ответы на вопросы о бабушках, пользуясь введенными фактами и правилом. Например, если нас интересует, чьей бабушкой является Наташа, то мы можем записать этот вопрос следующим образом:

бабушка("Наташа",X).

Для того чтобы найти ответ на вопрос, система просмотрит нашу базу сверху вниз, пытаясь найти предложение, в заголовке которого стоит предикат бабушка. Найдя такое предложение (это предложение бабушка(X,Y):-мама(X,Z),мама(Z,Y)), система конкретизирует переменную из заголовка предложения X именем "Наташа", переменную Y с переменной X из вопроса, после чего попытается достигнуть цели: мама("Наташа",Z) и мама(Z,Y). Для этого она просматривает базу знаний в поиске предложения, заголовок которого можно сопоставить с предикатом мама("Наташа",Z).

Это можно сделать, конкретизировав переменную Z именем "Даша". Затем система ищет предложение, в заголовке которого стоит предикат мама с первым аргументом "Даша" и каким-то именем в качестве второго аргумента. Подходящим предложением оказывается факт мама("Даша","Маша"). Система установила, что обе подцели мама("Наташа",Z) и мама(Z,Y) достижимы при Z="Даша", Y="Маша".


Она выдает ответ:

X=Маша

Напомним, что наша переменная X из вопроса была связана с переменной Y из правила. После этого, если есть такая возможность, система пытается найти другие решения, удовлетворяющие вопросу. Однако в данном случае других решений нет.

Вообще говоря, цель может быть согласована, если она сопоставляется с заголовком какого-либо предложения. Если сопоставление происходит с фактом, то цель согласуется немедленно. Если же сопоставление происходит с заголовком правила, то цель согласуется только тогда, когда будет согласована каждая подцель в теле этого правила, после вызова ее в качестве цели. Подцели вызываются слева направо. Поиск подходящего для сопоставления предложения ведется с самого начала базы. Если подцель не допускает сопоставления, то система совершает возврат для попытки повторного согласования подцели. При попытке повторного согласования система возобновляет просмотр базы с предложения, непосредственно следующего за тем, которое обеспечивало согласование цели ранее.

В программе на Прологе важен порядок предложений внутри процедуры, а также порядок хвостовых целей в теле предложений. От порядка предложений зависит порядок поиска решений и порядок, в котором будут находиться ответы на вопросы. Порядок целей влияет на количество проверок, выполняемых программой при решении.

Пример. Давайте создадим предикат, который будет находить максимум из двух чисел. У предиката будет три аргумента. Первые два аргумента - входные для исходных чисел, в третий выходной аргумент будет помещен максимум из первых двух аргументов.

Предикат будет довольно простым. Мы запишем, что в случае, если первое число больше второго, максимальным будет первое число, в случае, если первое число меньше, максимумом будет второе число. Надо также не забыть про ситуацию, когда числа равны, в этом случае максимумом будет любое из них.

Решение можно записать в следующем виде:

max(X,Y,X):- X>Y. /* если первое число больше второго, то первое число - максимум */ max(X,Y,Y):- X<Y. /* если первое число меньше второго, то второе число - максимум */ max(X,Y,Y):- X=Y. /* если первое число равно второму, возьмем в качестве максимума второе число */



Последнее предложение можно объединить со вторым или третьим в одно предложение. Тогда процедура будет состоять не из трех предложений, а всего из двух:

max(X,Y,X):- X>Y. /* если первое число больше второго, то первое число - максимум */ max(X,Y,Y):- X<=Y./* если первое число меньше или равно второму, возьмем в качестве максимума второе число */

Однако полученная процедура еще далека от совершенства. С одной стороны, в случае, когда первое проверяемое условие (X>Y) не выполнено, будет проверяться второе условие (X<=Y), хотя понятно, что если не выполнено X>Y, значит X<=Y. С другой стороны, в случае, если первое условие имело место и первое число оказалось больше второго, Пролог-система свяжет третий аргумент предиката max с первым аргументом, после чего попытается сопоставить второе предложение. Хотя нам очевидно, что после того, как максимум определен, не нужно больше ничего делать. Других вариантов в данной ситуации просто не может быть. И, значит, проверка второго условия избыточна.

В данной ситуации нам пригодится встроенный предикат, который по-английски называется cut, по-русски - отсечение, а в программе на Прологе он обозначается восклицательным знаком "!". Этот предикат предназначен для ограничения пространства поиска, с целью повышения эффективности работы программ. Он всегда завершается успешно. После того, как до него дошла очередь, он устанавливает "забор", который не дает "откатиться назад", чтобы выбрать альтернативные решения для уже "сработавших" подцелей. То есть для тех, которые расположены левее отсечения. На цели, расположенные правее, отсечение не влияет. Кроме того, отсечение отбрасывает все предложения процедуры, расположенные после предложения, в котором находится отсечение.

С использованием отсечения наше решение будет еще короче:

max2(X,Y,X):- X>Y,!./* если первое число больше второго, то первое число - максимум */ max2(_,Y,Y). /* в противном случае максимумом будет второе число */



В случае, если сработает отсечение, а это возможно, только если окажется истинным условие X>Y, Пролог-система не будет рассматривать альтернативное второе предложение. Второе предложение "сработает" только в случае, если условие оказалось ложным. В этой ситуации в третий аргумент попадет то же значение, которое находилось во втором аргументе. Обратите внимание, что в этом случае нам уже не важно, чему равнялся первый аргумент, и его можно заменить анонимной переменной.

Все случаи применения отсечения принято разделять на "зеленые" и "красные". Зелеными называются те из них, при отбрасывании которых программа продолжает выдавать те же решения, что и при наличии отсечения. Если же при устранении отсечений программа начинает выдавать неправильные решения, то такие отсечения называются красными.

Пример "красного" отсечения имеется в реализации предиката max2 (если убрать отсечение, предикат будет выдавать в качестве максимума второе число, даже если оно меньше первого). Пример "зеленого" отсечения можно получить, если в запись предиката max добавить отсечения (при их наличии предикат будет выдавать те же решения, что и без них).

В принципе, с помощью отсечения в Прологе можно смоделировать такую конструкцию императивных языков, как ветвление.

Процедура

S:- <условие>,!,P. S :- P2.

будет соответствовать оператору if <условие> then P else P2, то есть если условие имеет место, то выполнить P, иначе выполнить P2. Например, в случае с максимумом, можно расшифровать нашу процедуру как "если X>Y, то M=X, иначе M=Y".

Пример. Теперь напишем предикат, который будет находить максимум не из двух чисел, а из трех. У него будет уже четыре параметра. Первые три - входные для сравниваемых чисел, а четвертый - выходной параметр для их максимума.

Подходов к решению этой задачи может быть несколько.

Первое, что приходит в голову, это решить задачу по аналогии с нахождением максимума из двух чисел. Вариант без отсечения будет выглядеть так:



max3a(X,Y,Z,X):- X>=Y,X>=Z. /* если первое число больше или равно второму и третьему, то первое число - максимум */ max3a(X,Y,Z,Y):- Y>=X,Y>=Z. /* если второе число больше или равно первому и третьему, то второе число является максимумом */ max3a(X,Y,Z,Z):- Z>=X,Z>=Y. /* если третье число больше или равно первому и второму, то максимум - это третье число */

Недостаток этой программы, кроме ее длины, еще и в том, что если какие-то из исходных чисел окажутся равными, мы получим несколько одинаковых решений. Например, если все три числа совпадают, то каждое из трех правил будет истинным и, соответственно, мы получим три одинаковых, хотя и правильных ответа.

Применение отсечения позволит существенно сократить решение:

max3b(X,Y,Z,X):- X>Y,X>Z,!. /* если первое число больше второго и третьего, то первое число - максимум */ max3b(_,Y,Z,Y):- Y>=Z,!. /* иначе, если второе число больше третьего, то второе число является максимумом */ max3b(_,_,Z,Z). /* иначе максимум - это третье число */

Число сравнений значительно сократилось за счет того, что отсечение в первом правиле гарантирует нам, что на второе правило мы попадем только в том случае, если первое число не больше второго и третьего. В этой ситуации максимум следует искать среди второго и третьего чисел. Если ни первое, ни второе число не оказались больше третьего, значит, в качестве максимума можно взять как раз третье число, уже ничего не проверяя. Обратите внимание на то, что во втором правиле нам было не важно, чему равно первое число, а в третьем предложении участвовало только третье число. Не участвующие параметры заменены анонимными переменными.

И, наконец, самое короткое решение можно получить, если воспользоваться уже имеющимся предикатом max2. Решение будет состоять всего из одного предложения.

max3(X,Y,Z,M):- max2(X,Y,XY), /* XY - максимум из X и Y */ max2(XY,Z,M). /* M - максимум из XY и Z */

Мы записали, что для того, чтобы найти максимум из трех чисел, нужно найти максимум из первых двух чисел, после чего сравнить его с третьим числом.


Содержание раздела